«Лабиринты моего «Я»
(4 практика)
Упражнение
«Разноцветный слон»
Материалы: большой лист бумаги, цветные карандаши, ручка.
Содержание: на большом листе бумаги нарисуйте слона. Это могут быть контуры тела или более подробное изображение, как Вам больше нравится. Над слоном напишите его кличку. Это может быть название Вашего грандиозного проекта или выдуманное имя, связанное с одной из самых значимых для Вас целей. Разделите рисунок слона на маленькие сектора, в каждой из которых впишите промежуточные цели и задачи со сроками их выполнения. Каждый сектор с выполненной задачей закрашивайте карандашом другого цвета.
Красно-сине-зелено-желтый слон будет радовать глаз и постоянно напоминать, что последовательная и планомерная работа неминуемо приведет к достижению Вашей цели.
Время работы: 15-20 минут.
Упражнение
«Ответственность»
1) Быть ответственным для меня означает...
2) Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые...
3) Безответственные люди - это...
4) Свою ответственность к другим людям я проявляю через...
5) Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня - это...
6) Ответственного человека я узнаю по...
7) Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...
8) Я побоялся бы нести ответственность за...
9) Быть ответственным по отношению к самому себе - это...
10) Я несу ответственность за...
Прочитайте уже завершенные Вами предложения еще раз, поразмышляйте о степени своей ответственности за собственные чувства, мысли и поступки. Почувствуйте достоинства и недостатки двух позиций: «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим»
Предназначение: цель упражнения помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
Время работы: 10-15 минут.
Упражнение
«Тиран по имени «должен!»
Помните тот факт, что даже плохие поступки в прошлом не являются основанием для таких постоянных характеристик. Да, прошлые плохие поступки – плохие, но это не значит, что человек теперь всегда будет так поступать. Это может быть было только один раз и в будущем никогда не повторится.
Объясняя свои негативные характеристики, мы подразумеваем утверждение «я должен» даже тогда, когда это звучит лишь косвенно. «Я некрасивый», «Я толстая», «Я несмелый» – все эти утверждения предполагают свою противоположность: красивый, стройная, смелый. Подумайте, что же значит слово «должен» относительно негативных, как Вы считают, качеств?
Кто сказал, что все должны выглядеть как кинозвёзды? Если человек выглядит не так блистательно, значит ли это, что он «некрасивый»? Если все фотомодели стройные, значит ли это, что все девушки должны быть такими же стройными и выглядеть как они? Если мальчик не владеет приемами карате и кикбоксинга и не бросается с кулаками выяснять всякое недоразумение, значит ли это, что он труслив?
Огромный ущерб нашей психике наносится средствами масс- медиа, которые агрессивно насаждают образцы внешнего вида, поведения, которым люди якобы «должны» следовать.
Запишите как можно больше примеров таких насаждаемых образцов в нашей жизни. Что мы «должны», по общепринятому мнению?, например, утро ты должен начинать с зарядки. Может, сама идея и не плоха. Но последними исследованиями установлено, что сразу после сна человек не готов к физическим нагрузкам и нужно время (каждому – свое), чтобы перейти от сна к активному движению, нагрузкам. Так что физическую разминку полезно делать, но не обязательно утром.
Еще раз запишите те две негативные характеристики, которые Вы выбрали вначале. Напишите небольшое сочинение о том, как эти характеристики соотносятся с «должен», как можно избавиться от тирании «должен».
Время работы: 20 минут.
Домашнее задание.
«Воскресный вечер»
Я охотно меняюсь и развиваюсь!
Я понимаю законы, управляющие моим поведением!